Особенности сердца у детей

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у ребенка

Кровообращение новорожденного

У новорожденных устанавливается внеутробное кровообращение, начинают функционировать малый и большой круги кровообращения. В левом предсердии возрастает давление крови из-за поступления большого ее количества, и клапан овального окна механически закрывается. Принято считать, что закрытие артериального протока происходит под влиянием нервных, мышечных и торсионных факторов.

Обычно к 6-й неделе жизни закрывается артериальный проток, к 2-3 мес. — венозный проток, к 6-7 мес. — овальное окно в межпредсердной перегородке. Вследствие выключения кровотока через плаценту общее периферическое сопротивление почти удваивается. Это в свою очередь ведет к повышению системного артериального давления, а также давления в левом желудочке и предсердии. Одновременно происходит постепенное значительное (примерно в 4 раза) снижение гидростатического сопротивления в малом круге кровообращения из-за повышения напряжения кислорода в тканях легких (особенностью гладкой мускулатуры сосудов малого круга кровообращения является ее сокращение в ответ на гипоксию) до 15-20 мм рт. ст. к 1-2-месячному возрасту.

Следствием снижения сопротивления сосудов малого круга кровообращения является увеличение объема протекающей через них крови, а также снижение систолического давления в легочной артерии, правом желудочке и предсердии.

Сердце новорожденного обладает большой запасной силой: уменьшение вязкости крови (за счет снижения количества эритроцитов), выключение плацентарного кровообращения (что ведет к уменьшению количества циркулирующей крови плода на 25—30 % и сокращению пути, который проходит кровь), в постнатальный период нагрузка на правый желудочек постепенно уменьшается, а на левый — увеличивается (внутриутробно оба желудочка выполняют одинаковую работу, а правый даже несколько большую).

Сердце ребенка имеет ряд анатомо-физиологических особенностей

У новорожденных сердце относительно большое и составляет 0,8 % от массы тела (около 22 г), а у взрослых — 0,4 %. Правый и левый желудочки примерно равны, толщина их стенок составляет 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес. масса удваивается, к 3 годам — утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз.

Особенно интенсивно в связи с большей нагрузкой на него растет левое сердце, толщина стенки левого желудочка достигает к 14 годам почти 10 мм (правого — 6 мм). Оба предсердия большие, толщина их стенок 2 мм. Одновременно происходит тканевая дифференцировка. Миокард новорожденного имеет очень тонкие мышечные волокна, слабо развиты соединительная ткань, продольная фибриллярность и поперечная исчерченность. Ядра представлены в большом количестве, но они мелкие, малодифференцированные. Хорошо развита сеть мелких артерий, которые обеспечивают хорошее кровоснабжение сердечной мышцы. Магистральные сосуды имеют относительно большие размеры. До 10-12 лет у детей легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен большого круга кровообращения в раннем возрасте близки между собой (1:1), у детей старшего возраста это соотношение равно 1:3, у взрослых — 1:5. Система капилляров у детей относительно и абсолютно шире, чем у взрослых, что вызывает затруднения в поддержании температурного гомеостаза.

У новорожденных интенсивно снабжается кровью головной мозг

У новорожденных особенно интенсивно снабжается кровью головной мозг и печень, относительно слабее — скелетные мышцы и почки. С возрастом увеличивается кровоток через скелетные мышцы и почки, а доля минутного объема крови, протекающей через сосуды мозга, уменьшается. Своеобразие кровоснабжения мозга детей раннего возраста определяется наличием родничков, сглаживающих колебания давления в полости черепа, особенно при крике.

Поворот и перемещение сердца ребенка

Сердце новорожденного расположено выше, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. Левый край его выходит за срединно-ключичную линию, правый — за край грудины. На протяжении первых лет жизни и в подростковом возрасте происходит поворот и перемещение сердца внутри грудной клетки, в связи с чем границы его меняются: верхняя постепенно опускается, левая приближается к срединно-ключичной линии, правая — к краю грудины.

Пульс у детей, частота пульса у ребенка

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса.

Артериальное давление у детей

Артериальное давление у детей тем ниже, чем младше ребенок. У новорожденного ребенка систолическое давление составляет в среднем около 70 мм рт. ст., к году оно увеличивается до 90 мм рт. ст. Рост давления в дальнейшем происходит более интенсивно в первые 2-3 года жизни и в пубертатном периоде. Повышение давления с возрастом идет параллельно росту скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа и связано с повышением их тонуса. С возрастом увеличивается удельное периферическое сопротивление за счет увеличения длины резистивных сосудов и извилистости капилляров, снижения растяжимости стенок резистивных сосудов, усиления тонуса гладких мышц сосудов. Консультации детского кардиолога — поликлиника «Маркушка».

Особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Обобщение

Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик. Относительно большее количество крови и особенности энергетического обмена у детей заставляют сердце выполнять работу, относительно большую, чем работа сердца взрослого человека. Резервные же возможности сердца в раннем возрасте ограничены из-за большей ригидности сердечной мышцы и короткой диастолы, высокой частоты сердечных сокращений. «Преимуществом» детского сердца является отсутствие отрицательного воздействия на сердечную мышцу хронических и острых инфекций, различных интоксикаций.

Источник: mark-med.ru

Возрастные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Знание возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы у детей крайне необходимо каждому педиатру для правильной оценки функциональных показателей, раннего распознавания заболеваний сердца и сосудов и обоснования рациональной терапии.

Масса сердца у новорожденных составляет 0,8 % от массы тела, что больше аналогичного соотношения у взрослых (0, 4%). Правый и левый желудочки примерно равны между собой. Толщина их стенок около 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес. – 1 году происходит удвоение, к 2 – 3 годам – утроение, к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 раза, к 6 годам – в 11 раз, затем его увеличение замедляется.

Особенно интенсивно во внутриутробном периоде нарастает масса левого желудочка, и за весь период детства она увеличивается почти в 17 раз. Масса правого желудочка увеличивается лишь в 10 раз. К 15 годам толщина стенки левого желудочка увеличивается почти в 2,5 раза, а правого всего на 1/3.

Положение сердца в грудной клетке в отдельные периоды детства различно. Так, у новорожденных сердце расположено высоко и поперечно, что обусловлено более высоким стоянием диафрагмы, проецируется на уровне IV и VIII грудных позвонков. Левый край сердца выходит за среднеключичную линию, правый выступает за край грудины. Передняя поверхность сердца образована правым предсердием, правым желудочком и большей относительно других возрастов частью левого желудочка.

На протяжении 1-ых лет жизни и в подростковом возрасте происходит серия поворотов и перемещений сердца внутри грудной клетки. Уже в конце периода новорожденности границы сердца смещаются во фронтальной плоскости вправо, вследствие чего правая граница удаляется от правого края грудины, а левая, наоборот, приближается к левому краю, что обусловлено уменьшением размеров печени и увеличением обьема левого легкого. В грудном возрасте начинается поворот сердца справа налево вокруг вертикальной оси, вследствие чего правая и левая границы приближаются к краю грудины. Однако, продолжение поворота в пред – и дошкольном возрасте вновь приводит к удалению обеих границ сердца от грудины. Нижняя граница относительно стабильна вплоть до 6 –7 лет жизни. Верхняя граница постепенно опускается. За первый месяц жизни – от уровня 1-ого межреберья доходит до 2-ого межреберья, к 7 годам до 3 –его межреберья.

Читайте также:  Кровь идет из горла

Верхушка сердца у новорожденных представлена двумя желудочками, но уже с 6 месяцев ее образует только левый желудочек. Проекция верхушки сердца у новорожденных – в IV межреберье, но к 1,5 годам смещается в V межреберье.

С возрастом особенно изменяется внутреннее строение сердца (архитектоника слоев, конструкция мышечной оболочки, строение клапанов) и кровоснабжение. Сердечная мышца у новорожденных имеет следующие особенности: мышечные волокна тонкие, расположены близко друг от друга, содержат большое количество ядер, но ядра мелкие, малодифференцированы. Слабо выражена интерстициальная соединительная и эластическая ткань, хорошо развита сеть кровеносных сосудов. У детей в первые 2 года увеличена толщина мышечных волокон, уменьшено число ядер мышечных клеток. Появляются септальные перегородки и поперечная исчерченность волокон. В периоде с 3-ех до 7-8 лет происходит окончательная тканевая дифференцировка, обогащение соединительной и эластической тканью, дальнейшее утолщение мышечных волокон. В возрасте старше 10 лет происходит интенсивный рост всех элементов .

Кровеносные сосуды у новорожденных тонкостенные, в них недостаточно развиты мышечные и эластические волокна. Просвет артерий относительно широк. Но поскольку вены растут быстрее артерий, то к 16 годам их просвет становится вдвое шире артерий. С ростом сосудов происходит и развитие в них мышечной оболочки и соединительной ткани. Наиболее интенсивно утолщается интима сосудов. Переход к прямостоянию и ходьбе способствует более интенсивному развитию венозной системы нижней половины тела. Развитие сосудов завершается в основном к 13 – 14 годам. Просвет сосудов увеличивается относительно медленнее, чем рост сердца. Это приводит к тому, что в разные возрастные периоды соотношение между массой и обьемом сердца и толщиной и емкостью сосудов неодинаково. Это, в свою очередь, сказывается на состоянии кровообращения.

Функция кровообращения характеризуется следующими основными показателями : частотой пульса, биоэлектрическими и звуковыми явлениями в сердце, количеством циркулирующей крови, артериальным и венозным давлением, скоростью кровотока , ударным и минутным обьемами крови, периферическим сопротивлением.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется по сердечным тонам (толчку ), пульс – при пальпации крупных сосудов. У здоровых детей ЧСС в минуту соответствует частоте пульса (PS). Однако при заболеваниях ЧСС может не совпадать с пульсом и быть больше его. Это связано с тем, что не каждое сокращение сердца сопровождается пульсовой волной (дефицит пульса). У детей ЧСС и PS больше, чем у взрослых. Чем моложе ребенок, тем больше у него данные показатели. Это в первую очередь обьясняется более интенсивным обменом веществ, а также доминирующим влиянием симпатической части ВНС. Превалирующая роль блуждающего нерва в регуляции ритма сердца устанавливается на более поздних этапах развития.

Пульс у новорожденных аритмичен, характеризуется неодинаковой продолжительностью и неравномерностью отдельных пульсовых волн. У детей пульс очень лабильный, учащается при изменении положения тела, крике, повышении температуры и действии других факторов. Переход ребенка в вертикальное положение и начало активной двигательной деятельности способствуют урежению сердечных сокращений, повышению эффективности и экономичности деятельности сердца. Диапазон частоты пульса ( разница между верхней и нижней границами нормы ) в раннем возрасте значительно меньше, что способствует развитию недостаточности кровообращения. С возрастом функция vagus совершенствуется, ЧСС урежается, диапазон частоты пульса увеличивается. Признаками начала вагусного влияния на cor ребенка является тенденция к урежению пульса в состоянии покоя и появлению дыхательной аритмии. Эти признаки проявляются уже с начала второго года жизни. У детей старше 15 лет дыхательная аритмия встречается редко. Частота пульса у девочек, как правило, несколько выше, чем у мальчиков. Во сне пульс у детей замедляется. Этого не наблюдается у детей 1 месяцев жизни; разница в пульсе во время сна и бодрствования у детей до 1 –2 лет составляет около 10 ударов в минуту, после 4-5 лет – 15 – 20 ударов в минуту.

Артериальное давление (АД) является составной частью сердечного выброса и периферического сопротивления и меняется прямо пропорционально изменениям этих величин. Доказано, что величина АД зависит от физического развития ребенка, пола, возраста, степени полового созревания. Уровень АД зависит также от «циркадных» ритмов организма, климата, географических условий, приема пищи и мышечной работы. Наиболее сильное влияние оказывают положительные и отрицательные эмоции, а также физическая нагрузка. При этом повышается, главным образом, систолическое давление.

У плода систолическое давление такое же, как и у новорожденного и равно 64 мм . рт.ст. В малом круге у плода оно выше, чем у новорожденного и превышает давление в большом круге. К моменту рождения давление в малом круге значительно снижается. У детей в возрасте до 9 месяцев АД на верхних конечностях такое же, как и на нижних. После 9 мес. АД на нижних конечностях становится выше в связи с изменением положения тела.

Нужно обратить внимание на важность подбора размеров манжеты в зависимости от возраста и физического развития ребенка. Так, длина манжеты должна быть около 1/3 длины плеча, ширина – не менее ½ его окружности ( у новорожденных – 3 х 13 см ., грудных детей –5 х 15 см , 2-6 лет – 7,5 х 15 см , 7-10 лет –8,5 х17 см, больше 12 лет- размер манжеты для взрослых.)

При измерении АД манжету накладывают так, чтобы после фиксации между нею и кожей можно было просунуть 1-2 пальца пациента. Измерять АД допустимо в положении пациента лежа, сидя, стоя, до и после функциональных проб, однако при обязательном соблюдении следующих правил. АД измеряют в одни и те же часы. Перед каждым измерением АД аппарат Рива –Роччи помещают на устойчивой ровной плоскости так, чтобы на одном горизонтальном уровне находились нулевое деление шкалы , сердце пациента и манжета. Последнюю перед измерением АД следует полностью освободить от воздуха. При измерении АД на плечевой артерии тоны Короткова выслушивают в локтевой ямке непосредственно ниже манжеты, а при определении АД на бедренной артерии – в подколенной ямке на подколенной артерии. У здоровых детей АД в положении лежа на 5 –22 мм рт. ст. на нижних конечностях выше, чем на верхних. Если у ребенка имеются отклонения АД, необходимо его измерять через 2 –3 дня для исключения случайных влияний. В соответствии с СИ АД выражается в килопаскалях (кПа). Пересчет осуществляется по формуле: мм рт. ст. х 0, 1333 = кПа .

Возрастной норматив АД может быть определен по формуле Молчанова: систолическое АД = 80 + 2n , где n – возраст. Диастолическое АД составляет ½ – 1 /3 систолического.

Максимальный возрастной норматив систолического АД высчитывается также по формуле Маслова: АД = 100 + 2 n .

Более точные данные АД определяют по перцентильным таблицам.

Ударный объем (УО) – количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении сердца, характеризует силу и эффективность сердечных сокращений. Минутный обьем (МО) или сердечный выброс – количество крови, выбрасываемое левым желудочком в аорту за 1 минуту, т.е. произведение УО на ЧСС в 1 минуту. МО можно определить по формуле Эрландера – Гукера:

Где ПД – пульсовое давление (разница между max и min АД), ЧП – частота пульса в минуту.

УО можно вычислить по формуле Лильестандта – Цандера:

УО = ПД х 100/СД + ДД,

Где ПД – пульсовое давление, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление.

1. Количества крови, возвращающейся к правому предсердию (венозный возврат). Чем больше венозный возврат, тем больше МО.

2. Сократительной способности миокарда;

3. ЧСС (выраженная тахикардия или брадикардия приводят к уменьшению МО);

4. Преобладающего влияния симпатической (увеличение МО) и парасимпатической (уменьшение МО) частей ВНС.

В физиологических условиях систолический (УО) D и S желудочков одинаков. МОК у каждого ребенка определяется индивидуальными потребностями в кислороде и в покое является постоянным.

В таблице представлены возрастные величины УО и МО кровообращения. Однако, имеются индивидуальные колебания.

ТАБЛИЦА

Минутный и систолический объемы кровообращения в зависимос ти от возраста ребенка (Кишш П., Сутрели Д., 1962)

Читайте также:  Лейкоз у взрослых первые симптомы

Источник: cardio.crimea.ua

Сердечно-сосудистая система здоровых детей разного возраста

Организм детей и подростков отличается от организма взрослых не только размерами, но л особенностями строения и функционального состояния органов и систем. Процесс физического развития детей протекает неравномерно: периоды усиленного роста сменяются его замедлением, изменяются энергетические и обменные процессы. Для каждого возраста характерны свои особенности анатомического строения тела и состояния сосудистой системы.

До рождения плод обеспечивается кислородом за счет материнской крови. При этом в верхнюю часть туловища поступает более насыщенная кислородом кровь, чем в нижнюю. В результате этого происходит интенсивное развитие головного мозга и верхних конечностей.

В момент рождения сосудистое русло легочного кровотока раскрывается, и организм ребенка переходит на легочное дыхание. Это единственный путь для поступления кислорода в организм новорожденного.

В первые же дни после рождения овальное отверстие, находящееся между правым и левым предсердиями, закрывается, а еще через 5-7 месяцев зарастает, и венозная кровь правого предсердия уже не смешивается с артериальной кровью левого. У многих детей с диагнозом «детский церебральный паралич» незаращение овального отверстия происходит значительно позднее.

Вес сердца новорожденного удваивается к 7 месяцам и утраивается на втором году жизни. Соотношение между массой правого и левого желудочков постепенно изменяется. К 4-му месяцу жизни младенца вес правого желудочка составляет только половину веса левого, что объясняется усиленным ростом последнего. На первом году жизни предсердия опережают в росте желудочки. В этот же период диаметр крупных сосудов и отверстия между предсердиями и желудочками увеличиваются значительно быстрее, чем в последующие годы.

В течение первых двух лет происходит быстрый рост мышечных волокон, и миокард (мышца сердца) имеет уже более совершенное строение. В первые месяцы жизни характер кровоснабжения сердечной мышцы остается неизменным, и лишь после года появляются сосуды более крупного размера. В соответствии с ростом и развитием всего организма увеличивается и масса сердца. Со второго года скорость роста предсердий затормаживается. Хотя темпы роста сердца в этом периоде постепенно замедляются, все же вес сердца и его объем к 6-7 годам увеличивается в 5 раз.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) увеличение объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов замедляется, а просвет артерий и капилляров относительно больше, чем у взрослых. Этим объясняется низкое артериальное давление (АД). Объем крови, выбрасываемый в сосудистое русло при каждом сокращении сердца (ударный объем — УО), небольшой — 23 мл. Поэтому для обеспечения организма нужным количеством кислорода, который доставляется мышцам и другим органам кровью, сердце ребенка в минуту должно сокращаться чаще, чем сердце взрослого. В течение этого периода микростроение миокарда и нервной системы завершается, и они по структуре напоминают сердце взрослого человека.

При выполнении физической нагрузки УО увеличивается мало, так как объем сердца небольшой и сила сокращения сердечной мышцы невелика. По отношению к состоянию покоя минутный объем крови (УО, умноженный на частоту сердечных сокращений за 1 минуту) у детей 7-10 лет может повышаться в 4—5 раз за счет увеличения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Максимальная частота пульса при напряженной мышечной работе может достигать 220 уд./мин. Артериальное давление высоких величин не достигает, так как у детей этого возраста небольшой объем сердца, слабая сердечная мышца и широкий просвет сосудов.

Физическая нагрузка вызывает большое напряжение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и неэкономичное расходование энергетических ресурсов. Поэтому детям этого возраста рекомендуются физические нагрузки умеренной интенсивности, а к выполнению интенсивной кратковременной работы следует относиться с большой осторожностью.

К 11—12 годам высшая нервная деятельность достигает высокой степени развития, усиливается регулирующий контроль головного мозга за функционированием всего организма. Рост сердца несколько замедляется. В состоянии покоя за одно сокращение оно выбрасывает в среднем 31 мл крови, т.е. только половину УО взрослых людей. Величина минутного объема крови (МОК) в этом возрасте составляет 2650 мл/мин (у взрослых — 4000 мл/мин). Но ЧСС в покое у детей выше. Это связывают с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы и повышенной потребностью тканей растущего организма в кислороде. В этом возрасте частота пульса в покое достигает 38-90 уд./мин. У девочек всех возрастов она в среднем выше, чем у мальчиков.

Артериальное давление у 11-12-летних мальчиков составляет 91-116/48-68 мм рт. ст., у девочек — 95-117/51-73.

У детей и подростков относительно широкие просветы сосудов, что облегчает перемещение крови и создает условия для большей скорости кровотока и меньшего сопротивления периферических сосудов, чем у взрослых людей.

Функциональные возможности организма в возрасте 11-12 лет невелики. Реакция на физическую нагрузку связана с большим учащением пульса и дыхания, меньшим увеличением УО и меньшим подъемом АД при более замедленном восстановлении этих показателей до уровня покоя, чем в более старшем возрасте.

В 12—14 лет начинается период полового созревания — один из узловых этапов роста и развития организма. В это время активизируются железы внутренней секреции (половые, щитовидная железа, надпочечники и гипофиз). Они ускоряют темп физического развития, роста внутренних органов. Происходит интенсивное увеличение длины и массы тела, костной системы.

Повышенный энергетический обмен, обусловленный ростом opганов и тканей, требует усиления кровообращения. Быстрыми темпами развивается сердечно-сосудистая система: объем сердца у 12-летних равен 458 мл, а у 15-летних — уже 620 мл; утолщаются стенки сердца. Особенно интенсивно нарастает масса миокарда левого желудочка. В связи с этим увеличивается и минутный объем (до 3150 мл/мин), главным образом за счет большого систолического выброса, а не ЧСС.

Удлиняются фазы сердечного цикла, увеличивается время изгнания крови в аорту, т.е. повышается сократительная функция миокарда, что свидетельствует об экономизации деятельности сердца. Уменьшается ЧСС.

У подростков в сердце нередко выслушиваются шумы функционального характера, которые обусловлены расширением клапанных колец (отверстия между предсердиями и желудочками) и ускорением кровотока.

К 12 годам проводящая система сердца развита достаточно, но быстрый прирост мышечной массы сердца может привести к несоответствию между ними, что находит свое отражение на электрокардиограмме: регистрируется нарушение ритма сердца, возникает экстрасистолия (внеочередное его сокращение) и др.

Несмотря на то что диаметр крупных сосудов становится больше, соотношение между ними и объемом сердца изменяется. Возникает относительная узость сосудов, что обусловливает повышение сосудистого тонуса и АД.

Существенная особенность этого периода — различный темп развития органов и систем, что является предпосылкой для возникновения функциональных нарушений. Например, быстрое увеличение длины тела и мышечной массы у акселератов опережает развитие сердца; формируется гипоэволютивное (малое по размерам) сердце, которое хуже приспосабливается к физическим нагрузкам. Другой пример: подростки с замедленным половым развитием даже на небольшие физические напряжения отвечают большим учащением сердечных сокращений и повышением АД.

Таким образом, в период полового созревания подростки требуют индивидуального подхода при нормировании физических нагрузок. И хотя в подростковом возрасте значительно повышаются приспособительные возможности организма, сердечно-сосудистая система функционирует еще недостаточно экономично. Далеки от совершенства механизмы, регулирующие взаимоотношения между сердцем, сосудами и другими органами и системами. Поэтому в возрасте 14— 15 лет часто наблюдаются переутомление и перенапряжение.

Без понимания особенностей анатомического строения и функционирования сердечно-сосудистой системы здорового ребенка и его адаптации к физическим напряжениям невозможно правильно оценить состояние аппарата кровообращения больного ребенка и его реакцию на физические нагрузки.

Источник: medbe.ru

Статья на тему “«Развитие сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста»

ОКОУ «Обоянская школа-интернат»

«Развитие сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста»

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период именуется, как младший школьный возраст.

Данный период, по периодизации А.А. Маркосяна, носит название второе детство и является наиболее спокойным в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма .

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Читайте также:  Как проверить голову при болях

Особенно важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма детей 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно-сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет.

Особенности сердечнососудистой системы у детей младшего возраста . Сердце и сосуды у детей значительно отличаются от сердечно-сосудистой системы взрослых. После рождения особенно резко изменяется функциональное состояние органов кровообращения. Сердце у новорожденного относительно велико, оно весит 20—25 г, что составляет 0,8 % по отношению к общей массе тела. Нарастание массы сердца в течение всего периода детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова значительно усиливается в препубертатном и начале пубертатного периода. Рост сердца у детей идет во всех направлениях, но неравномерно, т. е. больше и быстрее всего в длину, затем в ширину и толщину. Более энергично увеличивается масса и полость левого желудочка. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых 0,5—2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После 2 лет сердце начинает приобретать косое положение. Это обусловлено следующими факторами: переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и др. Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает формы, свойственные взрослым, чаще всего удлиненного овала. Необходимо учитывать, что форма и положение сердца зависят не только от возраста, но и от индивидуальных различий. За период детства значительные изменения претерпевает и внутреннее строение сердца, в частности дифференцируется гистоструктура сердечной мышцы, эндокарда и нервной ткани сердца. Артерии у детей относительно широки и развиты лучше, чем вены. Хорошо развита у детей и капиллярная сеть. С возрастом сосуды продолжают расти, причем особенно интенсивно в течение 1-го года жизни. Развитие сосудов завершается в основном к середине школьного возраста — 12 годам.

У детей имеются отличительные особенности в функциях сердечно-сосудистой системы. Пульс у детей более частый, чем у взрослых, причем частота пульса тем выше, чем моложе ребенок. Необходимо помнить, что частота пульса подвержена большим индивидуальным колебаниям. Пульс у детей отличается большой лабильностью и легко учащается под воздействием самых разнообразных факторов — изменения положения тела, физических напряжений, крика, плача и др. Истинная частота пульса определяется в состоянии покоя. Для маленьких детей таким состоянием является сон. Определять частоту пульса у маленького ребенка можно не только в области лучезапястной артерии, но и в области не закрытого еще большого родничка, а также на сонной и бедренной артерии. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых. Особенно значительно артериальное давление увеличивается в первые 2 года жизни, в дошкольном возрасте темпы его замедляются и возрастают вновь в период полового созревания. Артериальное давление у детей также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, особенно во время сна, оно понижается, физическая нагрузка и психическое напряжение вызывают его повышение.

У детей с пороками развития сердца или с подозрением на них необходимо измерять артериальное давление на руках и ногах. Кровообращение у новорожденных осуществляется почти вдвое быстрее, чем у взрослых. Специальные исследования показали, что некоторые 6-7 летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного года слабо приспосабливаются к новым условиям, проявляют низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со “зрелыми” ровесниками. Эти качества у “незрелых” детей сохранялись и в последующие 3 года.

Именно поэтому, очень строго стает вопрос о том, как улучшить, оптимизировать функциональное состояние нервной системы первоклассников, как снизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения.

Проведенными исследованиями (Р.А. Абзалов, 1985, 1988; Р.Р.Нигматуллина и др, 1992; J.S. Harrell et al 1997; Т.Г. Кириллова 2000) показано, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается не только на центральной нервной системы, но и на функционировании сердечно-сосудистой системы. У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность сдерживает рост показателей ударного минутного объема крови и возрастное урежение сердцебиения. В условиях же ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, увеличение ударного и минутного объема крови, повышение эффективности насосной функции сердца (Т.Г. Кириллова, 2000). Кроме того физические упражнения необходимы для совершенствования регуляции функционального состояния центральной нервной системы, повышения ее адаптационных возможностей при умственных и физических нагрузках.

У детей же любое напряжение организма всегда связано с активной перестройкой работы практически всех органов и систем, что влечет высокую цену адаптация в младшем школьном возрасте к изменениям внешних условий. По мере адаптации к школьным условиям у большинства первоклассников напряжение физиологических функций снижается. Однако к концу учебного года накапливается утомление и напряжение вновь возрастает. Интересно заметить, что девочки испытывают значительно меньшее напряжение и легче приспосабливаются к новым условиям. Большинство детей, конечно же, благополучно переживают трудный период адаптации к школе, однако для некоторых связанное с этим напряжение оказывается чрезмерно большим. У таких детей младшего школьного возраста могут возникнуть разнообразные функциональные нарушения, например задержка ростовых процессов, изменение состава крови, снижение реактивности и резистентности, а так же понижение физической и умственной работоспособности. Все это отрицательно сказывается на возможностях усвоения учебного материала, осложняет психофизиологическое состояние ребенка, которое и без того находятся в напряжении. И только от профессионализма педагогов зависит определение первых признаков перенапряжения, создание, если требуется, щадящего режима за счет снижения учебной нагрузки и помощи в социальной сфере.

Все эти особенности организма младшего школьного возраста необходимо учитывать, в первую очередь, для последующего гармоничного развития детей.

Регуляция сердечно-сосудистой системы у младших школьников.

Главную роль в регуляции деятельности сердца играют нервные и гуморальные влияния. Сердце сокращается благодаря импульсам, поступающим от главного водителя ритма, деятельность которого контролируется ЦНС.

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса.

У детей данного возраста максимальная частота пульса при напряженной мышечной работе может достигать 220 уд./мин. Артериальное давление высоких величин не достигает, так как у детей этого возраста небольшой объем сердца, слабая сердечная мышца и широкий просвет сосудов.

Для укрепления мышцы сердца необходима регулярная тренировка его в виде посильной физической нагрузки (спорт, игры, трудовые процессы). Во время физической нагрузки количество выбрасываемой сердцем крови возрастает. Тренированное сердце увеличивает количество выбрасываемой им крови главным образом за счет усиления сердечных сокращений, а нетренированное — за счет учащения их. Ясно, что при учащении сокращений сердца создаются худшие условия для отдыха его, быстрее наступает утомление сердечной мышц.

Физическая нагрузка вызывает большое напряжение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и неэкономичное расходование энергетических ресурсов. Поэтому детям этого возраста рекомендуются физические нагрузки умеренной интенсивности, а к выполнению интенсивной кратковременной работы следует относиться с большой осторожностью.

1. Герасимов И.Г., Зайцев И.А., Тадеева Т.А. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на физическое воздействие // Физиология человека. 1997. – № 3, Т. 23. – С. 53-57.

2. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2013. 272с. :ил.

3. Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Источник: infourok.ru