Развитие нервной системы у плода

На каком сроке формируется нервная система плода

Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.

Развитие нервной системы на 4-5 неделе беременности

Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Развитие нервной системы плода на 6-12 неделях беременности

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Развитие плода на 14-20 неделе беременности

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

Состояние плода на 20-40 неделях беременности

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.

Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного . Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке . Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела . На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела . Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.
Читайте также:  Плацентарный кровоток нарушен

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Причины, влияющие на поражение нервной системы

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.

Источник: skororody.ru

Развитие нервной системы у плода

Нервная система новорожденных является не вполне зрелой (по сравнению с таковой взрослых и детей более старшего возраста), но именно она обеспечивает контроль функций практически всех органов и систем организма в условиях адаптации к внеутробной жизни.

В этой связи детским неврологам необходимо четко представлять основные этапы развития нервной системы, поскольку возникновение у новорожденных различных видов профильной патологии может находиться в прямой зависимости от воздействия на ЦНС на том или и ином этапе онтогенеза.

В этой главе мы кратко представим основные сведения о развитии нервной системы на протяжении внутриутробного и неонатального периодов, а затем рассмотрим некоторые особенности неврологического осмотра новорожденных.

Как известно, во время внутриутробного (эмбрионального и фетального) периода онтогенеза происходят постепенное и планомерное усложнение строения центральной нервной системы, последовательная дифференцировка нейронов и глиальных элементов.

К.А. Семенова и Г.Г. Шанько указывают, что развитие ЦНС начинается с формирования филогенетически более древних образований и идет в направлении снизу вверх, а именно:
спинной мозг->мозговой ствол->полушария большого мозга.

Степень созревания нервной системы определяется дифференцировкой нервных клеток и миелинизацией проводящих путей.

Ю.И. Барашнев предлагает рассматривать в периоде внутриутробного онтогенеза нервной системы человека следующие важнейшие периоды и события:
• первичная нейруляция (дорсальная индукция);
• вентральная индукция;
• нейрональная пролиферация;
• миграция;
• организация;
• миелинизация.

Хотя ранее принято было считать, что у эмбриона человека до 3-недельного возраста отсутствуют признаки нервной системы, а ее закладка происходит лишь к началу 4-й недели развития, в настоящее время известно, что нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального развития из наружного зародышевого листка (эктодерма).

Формирование ЦНС начинается с возникновения нервной пластинки, которая появляется на 18-й день эмбрионального развития. Так называемая нейруляция (формирование нервной трубки) начинается с 22-го дня и вскоре завершается закрытием каудального нейропора (отверстия, имеющегося в эмбрионе, ведущего из центрального канала нервной трубки наружу) между 26-м и 28-м днями эмбрионального развития.

Нервная пластинка постепенно преобразуется в желобок с приподнятыми краями, а края указанного желобка приближаются друг к другу и смыкаются, образуя замкнутую нервную трубку. Из нижнего отдела нервной трубки формируется спинной мозг, а из верхнего отдела нервной трубки образуются три расширения (первичные мозговые пузыри: передний, средний и задний, или ромбовидный).

Последовательные серии изменений в виде изгибов нервной трубки к 32-35-му дню эмбрионального развития приводят к выделению основных отделов головного мозга. На этом этапе внутриутробного онтогенеза парные боковые смещения (эвагинации) порэнцефалической полости формируют телэнцефалические пузырьки, которые разрастаются в стороны, образуя полушария (гемисферы).

Соединения между центральными и боковыми (латеральными) полостями постепенно сужаются, образуя межжелудочковое отверстие. Передняя стенка конечного мозга (telencephalon) между эвагинированными пузырьками (lamina terminalis) образует пучок волокон, соединяющий противоположные половины переднего мозга и структуры обонятельного мозга (rhinencepahalon).

Большой мозг развивается сравнительно быстро и вскоре по своему объему опережает темпы роста остальных церебральных отделов, постепенно достигая стадии, когда все указанные структуры оказываются прикрытыми большим мозгом (снаружи и с боков).

Церебральная кора формируется поэтапно. Нейробласты пролиферируют в зону вентрику-лярного или внутреннего матрикса (матрицы), а начиная с 7-й недели эмбрионального развития постмитотические клетки мигрируют оттуда по радиально расположенным глиальным волокнам (через промежуточную зону), попадая в кортикальную мантию (или пластинку), расположенную под субпиальной маргинальной зоной. Кортикальная пластинка постепенно утолщается под воздействием последовательных волн миграции клеток, которые наслаиваются на прибывшие ранее. Формирование коры, таким образом, происходит изнутри.

Признаки горизонтальной кортикальной ламинации впервые отмечаются в архикортексе (archicortex), островке Рейля (овальная зона коры большого мозга, расположенная выше наружной капсулы и латеральнее чечевицеобразного ядра) и передней париетальной коре.

Между 26-й и 28-й неделями развития у плода обнаруживается 6-слойное строение коры, т.е. указанная структура дифференцируется до этой стадии лишь по прошествии более 6 мес внутриутробного онтогенеза. Первый слой коры — молекулярный (разрозненные веретенообразные или грушевидные клетки); второй — наружный зернистый (скопление тесно прилежащих мелких круглых, полигональных или треугольных клеток); третий — слой малых и больших пирамидальных клеток; четвертый — внутренний зернистый (из мелких круглых, полигональных и треугольных клеток); пятый — внутренний пирамидный; шестой — полигональный (состоящий из полигональных клеток).

Пролиферация нейробластов практически полностью завершается к 18-й неделе внутриутробного развития. Впоследствии в процессе пролиферации субэпендимального матрикса продолжают продуцироваться глиальные предшественники.

В коре полушарий головного мозга традиционно выделяют три части: палеокортекс (часть коры, принимающая волокна обонятельного нерва), архикортекс (скопление третичных нейронов обонятельного характера) и неокортекс (новая кора); эти части являются неравными. Архи-, палео- и неокортекс четко различимы у человеческих эмбрионов к середине 3-го месяца развития.

Читайте также:  Венотоники при нарушении венозного оттока

Ранний фетальный мозг выглядит плоским и имеет лиссэнцефалический вид. Большие борозды (межполушарная, сильвиева, шпорная) появляются к середине гестационного периода. Первичные борозды (центральная, пре- и постцентральная, 1-я и 2-я височная, 1-я и 2-я лобная, орбитальная) формируются между 20-й и 28-й неделями внутриутробного онтогенеза, а вторичные — только в III триместре гестации.

Борозды изначально имеют вид мелких углублений и формируются в процессе роста боковых извилин.

Мозжечок формируется из клювовидной (ростральной) поверхности изгиба моста. Расширение нервной трубки в этой области приводит к истончению крыши до толщины мембраны, в то время как изгиб придает базальной и крыловидной пластинкам положение более острого угла. Боковые края крыловидных пластинок формируют парные выпячивания, ромбовидные губы, которые растут в дорсомедиальном направлении и сливаются со средней линией между 7-й и 12-й неделями.

Клетки мигрируют из ромбовидных губ частично по наружной поверхности, формируя наружный зернистый слой, а также (в большей степени) внутрь, продуцируя глубокие ядра мозжечка и клетки Пуркинье. Наружные зернистые клетки относятся к примитивному матриксу, продолжая пролиферировать в периоде постнатальной жизни. Они мигрируют внутрь вдоль радиальной глии Бергмана, формируя внутренний гранулярный слой. Впоследствии инволюция наружного зернистого слоя происходит уже после 4-го месяца постнатальной жизни, но его остатки могут сохраняться и до 12-месячного возраста.

Следует отметить, что в целом развитие мозжечка отстает от развития остальных отделов мозга до 5-го месяца гестации. В постнатальной жизни развитие мозжечка резко ускоряется и данная структура достигает размеров, соответствующих таковым у взрослых индивидов (это происходит примерно к 18-месячному возрасту).

Ликворная система ЦНС. К моменту образования мозговых пузырей формируются желудочки головного мозга. В каждом полушарии наличествуют I и II желудочки (боковые), а в промежуточном мозге — III желудочек. В среднем мозге полость трансформируется в сильвиев водопровод, соединяющий III и IV желудочки (последний формируется из остатков 4-го и 5-го мозговых пузырей). Сосудистые сплетения, необходимые для выработки спинномозговой жидкости, образуются в полости желудочков мозга на 1-ми 2-м месяцах внутриутробного развития (на 1-м месяце – сосудистые сплетения III и IV желудочков, а на 2-м – боковых желудочков).

Вплоть до 5-го месяца внутриутробного онтогенеза все полости головного мозга являются замкнутой системой и лишь по прошествии 5-6 мес гестации образуются три отверстия (Мажанди, Лушки), через которые ликвор поступает на наружную поверхность мозга, расслаивая покрывающую его оболочку.

Спинной мозг развивается раньше, чем другие отделы ЦНС, достигая значительных размеров, когда эмбриональный головной мозг еще находится на стадии церебральных пузырей. На ранних этапах фетального онтогенеза спинной мозг полностью заполняет всю полость позвоночного канала. Поскольку впоследствии рост позвоночного столба опережает таковой спинного мозга, последняя структура локализуется на уровне до III поясничного позвонка.

Миелинизация. Формирование миелиновой оболочки, обладающей защитной, изолирующей, трофической, а также нейротрансмиссивной функциями, является чрезвычайно важным фактором в развитии нервной системы. Начальные признаки миелинизации обнаруживаются у плодов человека на 4-м месяце внутриутробного развития и определяются в нервных волокнах задних и передних корешков спинного мозга.

К концу 4-го месяца миелин выявляется у плодов в нервных волокнах, входящих в состав восходящих (афферентных) боковых канатиков спинного мозга (чувствительных). В нисходящих (эфферентных) волокнах, выполняющих двигательные функции, признаки миелинизации обнаруживается позже — не ранее 6-го месяца внутриутробного развития.

Миелинизация нервных волокон пирамидного тракта начинается лишь на 9-м месяце внутриутробной жизни (впоследствии этот процесс продолжается на протяжении первых лет жизни).

Таким образом, к моменту завершения внутриутробного периода развитие ЦНС в плане структурного анатомо-морфологического строения достигает практически полного формирования, но функциональные свойства нервной системы остаются несовершенными (незрелыми).

Источник: medicalplanet.su

Движения плода и развитие нервной системы

Первые движения плода появляются на 2-м месяце внутриутробного периода; вначале они имеют обычно тонический характер; распространение их может быть симметричным и несимметричным.

Эти движения, носящие название аллокинетических, вызываются внешними причинами — недостатком кислорода, мышечными сокращениями, некоторыми веществами, приносимыми плацентарной кровью, например адреналином, стрихнином.

Постепенно начинают появляться движения разнообразного характера, аутокинетические движения, одна категория этих движений импульсивная, другая — инстинктивная (М. И. Модель).

Рефлекторные движения у преждевременно извлеченных плодов могут вызываться разражениями с кожи, из глубокой шейной области, из лабиринтного аппарата, из мышечных сухожилий [Минковский (Minkowski)]. Указанные движения обусловлены разнообразными возбуждениями, влияющими на нервную систему плода. Рефлекторная двигательная активность совершается в этот период без участия коры мозга.

В этот период при наличии возбудимости спинного мозга кора мозга еще не обладает достаточной возбудимостью. Эксперимент показывает, что перерезка мозга под зрительным бугром нисколько не изменяет указанных рефлекторных движений плода.

В течение первых 4 месяцев внутриутробной жизни кора мозга сохраняет свою рудиментарную структуру; в этом периоде миелиновые волокна еще отсутствуют. Внутриутробное развитие нервной системы отличается ранним развитием так называемой сегментарной системы. Эта система представлена центральной нервной системой, начиная от спинного мозга и кончая мезоцефалической частью. К 5 месяцам внутриутробной жизни формируется спинной мозг и оптостриальный аппарат, обладающие уже той формой, в которой они представлены у взрослого.

В этой фазе развития уже имеются лучеобразно расходящиеся миелиновые волокна. В то время как сегментарная система в этой фазе уже организована, нейроны снабжены своими аксональными и дентрическими разветвлениями, а нейрофибриллы, вполне закончены, telleencephalofi еще слабо развит. На 3 — 4-м месяце внутриутробной жизни появляются fissura Sylvii, calcarina и parieto-suboccipitais.

По Фишеру, лишь на 7 — м месяце внутриутробной жизни образуются остальные борозды, но утробный характер строения мозга сохраняется еще около месяца после рождения.

Работы Минковского по изучению нервной деятельности в эмбриональном периоде развития плода показывают, что любой участок внешних покровов плода может служить рефлексогенной зоной для различных двигательных реакций; в наиболее ранние периоды развития отмечается большая склонность рефлексов к радиации и генерализации. По мере развития, рефлексогенные области все более суживаются, устанавливаются все отчетливее законы проведения возбуждения.

По данным А. А. Волохова и Е. Т. Стакалич, в ранний период эмбриогенеза рефлекторные реакции носят характер быстрых и локальных ответов (от 16-го до 18-го дня у кролика и от 21-го до 28 — 30-го дня у морской свинки).

Затем появляется фаза обобщений тонической деятельности: при раздражении любого ограниченного пункта кожи вся мускулатура впадает в состояние длительной тонической судороги. Вслед за указанной фазой, а частично параллельно ей идет формирование специализированных рефлекторных реакций умывательного, чесательного, лизательного, отряхивательного и лабиринтных рефлексов.

Чрезвычайная вариабильность и многообразие зародышевых реакций, наслаивание одних реакций на другие создают большие трудности в изучении рефлекторной деятельности эмбриона.

Перевязка пуповины, создающая аноксию мозга, приводит к быстрому исчезновению локальных рефлексов. Перевязка мозга на уровне межуточного мозга, четверохолмия и продолговатого мозга у 16—17-дневного эмбриона (кролика) не ведет к исчезновению спинальных рефлексов.

Перевязка спинного мозга под продолговатый приводит к исчезновению рефлексов с зон мордочки, но не устраняет рефлексов в зоне передних конечностей (А. А. Волохов).

Читайте также:  Предотвращение образования тромбов


«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган

Переход инфекции от матери к плоду. Воздействие на плод методов обезболивания в родах Полученные О. Е. Вязовым с сотрудниками данные (1962) указывают на существование тесной гуморальной взаимосвязи между органами матери и плода. Эти гуморальные взаимоотношения особенно важны для регуляции тех процессов эмбриогенеза, которые развертываются в ранние сроки беременности. Указанные авторы приходят к заключению, что необходимо…

Плацента не является простым качественным фильтром, пропускающим газы и диффундирующие жидкости; для прохождения через плаценту ряда веществ необходима предварительная сложная работа эпителия ворсинок хориона (В. П. Повжитков). Вопрос о плацентарном барьере был подвергнут обсуждению на совещании по гисто — тематическим барьерам, состоявшемся в мае 1960 года в Академии Наук СССР, в Институте биологической физики. И….

По материалам Л. Д. Лукьяновой (1961), рентгеновское облучение резко подавляет процессы синтеза в плацентарной ткани и одновременно увеличивает проницаемость плацентарного барьера. Имеются основания полагать, что поступление различных веществ из материнского организма к плоду зависит от периода беременности, видовых особенностей животных и обусловливается потребностями плода в данном веществе; механизм участия плацентарного барьера в обменных процессах, протекающих…

Содержание аминокислот в крови матери 8 — 11 мг % в пупочной вене — 37 мг%, пупочной артерии 110 — 137 мг % (Р. Г. Лурье). Созидательные процессы у плода происходят за счет сложных, полипептидов. Белковый обмен между матерью и плодом происходит на основе физической проходимости последа: последний, возможно, является депо для различных необходимых для…

Гетгенс (Gaethgens) полагает, что прохождение витаминов А и D через плацентарный барьер связано с переходом липоидов от беременной к плоду. Возможно, что в плаценте происходит предварительная резорбция витаминов липоидами, после чего липовитамины легко переходят через плаценту. Р. Л. Шуб утверждает, что при определении витамина D в плаценте он часто обнаруживал в ней большею количество стеролов,…

Источник: www.kelechek.ru

Это интересно

Внутриутробное развитие центральной нервной системы

Начиная с 7 недель внутриутробного развития центральная нервная система (ц.н.с.) берёт ответственность за формирование организма как единого целого. Фактически контролирует генетический код развития. Ц.н.с. строит саму себя. Основная клетка – нейрон (основная функция его – передача информации). Нейрон отличается от других – не делится вновь, не размножается. Нейроны, полученные при рождении, остаются на всю жизнь. Восстанавливаются не погибшие нейроны, а нарушенные вследствие перенапряжения и пр. Контуженная клетка может восстановить свою функцию.
Появление нейронов возникает в результате деление материнских клеток (их 250, и они начинаются делиться в геометрической прогрессии), появляются молодые нейроны. Каждый нейрон должен занять своё определённое место. Происходит миграция нейронов, увеличивается масса г.м. Оболочка отвечает за место, на которое должен попасть нейрон и за скорость попадания. При опоздании – нейрон погибает. Гибель нейронов – апоктоз (самоуничтожение). Массовая гибель – приводит к кисте головного мозга (г.м.) (гипоксический очаг), который можно убрать при своевременном терапевтическом воздействии.
Во 2-ой половине беременности – аксоны – отростки нейронов, которые растут в стороны клетки-мишени. Рост аксона, и клетка-мишень готовится к встрече нейрона. Опознание клетки происходит на уровне молекулярной генетики. При норме развития – синаптический контакт. Если аксон не находит свою клетку – погибает, и если опаздывает – погибает тоже. Т.о., при незрелой клетке – гибель нейрона и при перезрелой – тоже.
Нейрон старается законтактироваться с соседними клетками (создаёт резерв) – при неблагоприятных условиях. Т.о. происходит формирование ц.н.с.
В последнюю очередь проклёвываются короткие отростки – нейроны-дендриты, которые тоже устанавливают контакт. На этом уровне мозг ребёнка даёт сигнал организму матери – пора рождаться.
Не будет зрелой нервной системы у плода – будут родовые травмы.
Функциональная готовность плода – потрясающая (видно с помощью УЗИ) – ребёнок реагирует на любые изменения материнского организма. Улыбается, шагает, размахивает руками – это рефлекторные ответы на раздражители. Но ни одной высшей психической функции ещё нет.
Плоду всё больше не достаёт кислорода. В организме матери появляется биохимическое соединение, которое усыпляет плод (перед родами). Плод группируется, занимает минимальное положение (как при спячке у животных). Будущие кости черепа наползают друг на друга – для преодоления родового барьера.
Прохождение родового барьера – очень важно для дальнейшего развития ребёнка (например, пространственного представления. Отсюда могут быть проблемы у детей, рождённых с помощью кесарева сечения). Рождение – просыпание ребёнка. Первые 12 часов жизни – имитационный период. Ребёнок удерживает голову, осмысленный взгляд, может имитировать мимику (функциональная готовность). Дальше – физиологическое обнуление г.м. Мозг засыпает, перестаёт работать. Организм ребёнка переживает сильнейший стресс из-за новых факторов:
– гравитация (внутриутробно ребёнок находился в жидкости);
– сенсорное воздействие (свет, запахи и т.д.);
– переход на новый тип дыхания;
– на новый тип питания.
Через 4-5 дней начинается целенаправленный активный рост дендритов. Рост массы г.м. Дендритная связь обеспечивает адаптацию организма к реальной окружающей системе. Аксоновая связь – внутри организма.
Организм предвидит те раздражители внешней среды, которые должны состояться Например, гусёнок сразу идёт за тенью гусыни (можно заменить другим объектом). Как бы предполагается, что рядом будет мама, за которой нужно идти.
Нет во внешней среде факторов – дефицит функций. Унаследованные связи требуют раздражителей. Например, если новорождённый останется в темноте – ребёнок останется слепым, так как не было светового раздражителя. Если нёбо, губы не раздражать механически – умрёт с голоду. Сосательный рефлекс нужно превратить в пищевое поведение.
Сензитивный период – в нужный период функцию не дали – функция остаётся корявой. Тоже самое во внутренней среде, отсюда хронические заболевания у маленьких детей.
Рост дендритов в первые 3 месяца жизни – первый критический постнатальный период – самый уязвимый период в развитии человеческого детёныша. На неблагоприятные факторы ответ одинаковый – прекращается рост дендритов, отсюда разные последствия (ДЦП, олигофрения и т.п.)
В сравнении с другими живыми существами – человек рождается самым беспомощным. В каждом биологическом виде есть 2 программы: видовая (сохранение вида) и индивидуальная (которая обусловлена обучением и адаптацией к конкретным условиям среды). Отличие человека – основная программа – индивидуальная.
Дендритный рост обеспечивает межклеточные связи. Ц.н.с. устанавливает дополнительные связи. Чем больше синаптических связей, тем больше отделы ц.н.с. функционально задействованы. В США есть школы раннего развития детей: с раннего детского возраста задействуются все виды анализаторов (зрительные, вкусовые и пр.) для активации г.м. у ребёнка. Поначалу способности и возможности детей (памяти, например), просто поражают. В 5-6 лет – знание языков, живописи, музыки. Но как только ребёнок подрастает, апоктоз – связи начинают разрушаться. Остаются те, которые наиболее эффективны и постоянно востребованы. Т.е. ни одного гения таким образом вырастить не удалось.
Сейчас известно, что у человека задействовано 30 % клеток г.м. Остальное – резерв, о котором нет однозначного мнения, для чего он предназначен.


24.04.08 (23:04)
«Логопед» на основе открытых источников
Написать письмо

Источник: logopediya.com